по материалам Александра Фридмана – эксперта по регулярному менеджменту
От того, насколько правильно мыслит первое лицо, зависит очень многое. Поэтому разберем возможные ошибки, которые встречаются у первых лиц в кризис.
1 ошибка. Допустим, руководитель компании уверен, что его бизнес благополучно переживет этот кризис, потому что за его плечами уже не одна подобная ситуация – главное, спокойно делать свое дело, не паниковать. Но, как говорится, «игральные кости не имеют памяти». То, что компания пережила 1998, 2008, 2014/2016 вовсе не гарантирует благополучия в 2020.
2 ошибка. Или другая ситуация. Компания прошла прошлый кризис и составила некие «красные папки» – план антикризисных действий с анализом возможных рисков. Но в большинстве случаев в этих «красных папках» нет логики. То есть, компания меры записала, но не проанализировала, почему эти меры дали результат. Почему именно они сработали в конкретно той ситуации. То есть фактически есть набор ходов, но нет логики совершения этих ходов. А без этого нет и гарантии, что этот набор ходов поможет сейчас. Обязательно нужно фиксировать причину действий и результат этих действий – вот это уже осмысленный опыт.
Поэтому, если у вас есть записанные ходы выживания в прежний кризис, не торопитесь их выполнять. Подвергните их анализу, выявите алгоритм.
3 ошибка. Допустим, предыдущий кризис пройден плохо, и компания потерпела серьезные убытки. Владелец со временем снова встал на ноги, но вопрос – осмыслил ли он, почему он разорился? Неудачи тоже нужно анализировать. Человеку свойственно следующее: когда что-то хорошо, мы это приписываем своим качествам, а когда что-то плохо, то виноват рынок, правительство и т.п.
4 ошибка. Александр Фридман заметил, что в кризис люди разделяются на три категории:
· Те, которые считают, что в кризис они могут выскочить из ситуации через какие-то лайфхаки или советы. Эти люди ищут ответы на прямые вопросы: Сколько платить продажникам? Чем надо заниматься? Какие отрасли будут на подъеме? Во что вкладывать деньги? То есть эти люди стремятся к получению готовых ответов. И поскольку в кризис обостряется предложение готовых ответов, то эти люди пытаются собрать эти готовые решения, которые якобы гарантируют им успех.
· Те, которые считают, что в кризис они могут только сами себе помочь. Что доверять нужно только себе, и никто ничего не может подсказать такого, чего бы вы и так не знали. А.Фридман на это говорит: действительно, никто лучше собственника не знает свой бизнес. Правда, очень часто эти знания не структурированы и не систематизированы в том виде, который позволяет этими знаниями воспользоваться. Собственник владеет информацией, но, к сожалению, он не всегда умеет ее правильно интерпретировать и понимать, что делать дальше. Собственник знает, что у него происходит, но он не всегда знает, почему это происходит. И из-за этого могут быть затруднены методы воздействия.
· Те, которые понимают, что в кризис нужны не готовые решения, а методики для выработки решений. В кризис компании нужна стратегия из 2 частей: первая часть будет описывать действия на меняющемся рынке, вторая будет описывать изменения в системе корпоративного управления, необходимые для выполнения первого действия. Александр Фридман категорически не согласен с теми, кто говорит, что в кризис – не до стратегии. Стратегия – это вещь весьма содержательная, особенно уместная в то время, когда на рынке меняется ситуация. И стратегия – это не обязательно что-то долгосрочное. Многие полагают, что пока они составят стратегию, кризис уже закончится. Но по факту, уделите 3-4 дня разработке по правильным методикам, и стратегия у вас в руках. В кризис нужны методики, и уже приложив к ним информацию, известную только собственникам, можно получить правильные решения.
В кризис редко можно получить готовое решение, подходящее именно для вашей компании. А методики регулярного менеджмента тем и хороши, что и в кризис, и не в кризис, они применимы и стабильно показывают результат.