База знаний
Продажи

Прогнозирование и планирование в продажах

Зачем нам прогноз?

·     Прозрачность. Любая форма открытости по отношению к персоналу повышает к вам их расположенность. Также прогнозирование того, сколько и когда вы заработаете, позволяет не питать никаких иллюзий. 
·     Инструмент управления временем. Мы все знаем, что время - это единственный невосполнимый ресурс.
·     Возможность повлиять вовремя. Возможность корректировать действия продавцов по ходу выполнения поставленного плана, а не тогда, когда все сроки уже выйдут. 
·     Информация для топ-менеджеров. Для постановки стратегических задач, для своевременного найма и обучения сотруднкиов.
·     Изменение поведения продавцов. Выполнение или невыполнение плана - интересный лейтмотив для измерения поведения продавцов. Расценит ли он невыполненный план как вызов, что нужно приложить больше усилий, или же примет ситуацию.

Варианты постановки планов.

1. По формуле продаж: N*SR*ССЧ (N – количество коммерческих предложений, SR – процент купивших от получивших КП, ССЧ – сумма средего чека). Берём прошлый месяц, учитываем все факторы грядущего месяца (праздники, обученный персонал, расширение/обновление ассортимента и тп) и реалистично пытаемся предположить, что будет с продажами. 

2. От потребностей. Как в том анекдоте: «-Почему так дорого? -Деньги очень нужны». Владелец обычно вкладывает в такой план себестоимость продукта, сумму, которая нужна ему и сумму на развитие. 

3. От портфеля (продуктовой матрицы, ассортиментной матрицы). Вы берёте те продукты, которые у вас есть и ставите прогнозные показатели – сколько штук вы планируете в принципе продать в такой-то период времени (в квартал/год/тп). Затем умножаете на сумму среднего чека от продажи и получаете некоторую прогнозируемую емкость. 

4. На основании планов прошлого месяца или прошлого года с повышающим или понижающим коэффициентом. 

5. От возможностей. Здесь можно использовать персональный планировшщик продаж. В таком планмейкере мы считаем 3 емкости:
1.   Продуктовая емкость – хватит ли инвентаря, чтобы выполнить план.
2.   Клиентская емкость – хватит ли моей базы.
·     Сколько раз можно сделать предложение одному и тому же клиенту?
·     Сколько всего нужно клиентов, чтобы обеспечить такое количество предложений?
·     Как часто вы будете делать предложение одному и тому же клиенту?
3.   Временная емкость (или по KPI) – хватит ли у меня времени и сколько мне работать.
·     Сколько времени уходит на одно предложение?
·     Сколько предложений в день вы можете инициировать (начинать)?
·     Сколько предложений в день вы можете закрывать (получать результаты)?
·     Сколько длится цикл сделки?

Почему все это важно?
Важно видеть в длинную наши продажи квартала, месяца, недели. Это тайм-менеджмент продаж. И если мы этого не делаем, то, как правило, мы себя обедняем.

Все то, о чем мы сейчас говорили, применимо к продавцу-звезде, или к управляющему-звезде. Потому что только продавец-звезда планирует свои продажи. Главный вопрос обычного продавца: «Ну сколько мне там ещё осталось до плана?». Главный вопрос звездного продавца: «Сколько денег ЛИЧНО Я хочу заработать?»

Если вы учитываете эти показатели, вы переходите из неуправляемых продаж в управляемые.