База знаний
Менеджмент Управление персоналом

Планерки нужны ли, и - для чего?

по материалам Александра Фридмана – эксперта по регулярному менеджменту

и профессиональной эксплуатации персонала.


Последнее время идет мощная борьба с собраниями – появляются статьи с кошмарными цифрами, что столько-то денег за истекший период потеряно на пустые совещания, появляются советы проводить собрания стоя, якобы тогда они пройдут быстрее и т.п.

С точки зрения Александра Фридмана любая встреча – это инструмент. Бороться с инструментом на том основании, что кто-то его использует не по назначению, не очень логично. Зло не в самих собраниях или их продолжительности, а в том, эффективны они или нет.

Когда в компании проводятся собрания или совещания, чтобы не попасть в знаменитую ситуацию «прозаседавшиеся», нужно понимать, что кроме как обсуждать что-то, людям еще неплохо бы и работать.
Если компания проводит слишком много групповых встреч, то это говорит о том, что возможно компания не умеет правильно организовывать собрания и совещания, либо о том, что компания взяла слишком напряженные планы и создается так называемый «эффект плохого интернета»: у компании банально не хватает ресурсов выполнять все проекты, поскольку они требуют действительных обсуждений и согласований.

Раньше планерки представляли собой по сути инструмент ручного привода. Начальник собирал подчиненных, люди отчитывались, что они сделали, им давали новые ценные указания на короткий период времени. Сегодня же планерки – это координационные встречи. Если взять среднестатистическую торгово-производственную компанию, с 3-4 уровнями управления, то планерки, например ген.дир – топ-менеджмент, проводятся скорее для сверки курса и для обмена актуальной информацией. Обычно они проводятся раз в неделю – прошла 1/4 месяца, значит, пора свериться.
Сейчас бизнес-среда достаточно турбулентная, и любой план основан на каких-то предположениях, допущениях, предсказаниях. Планерки помогают первому лицу не оказаться в конце месяца в ситуации, когда «неожиданно» что-то не выполнено, что-то сорвано. Далее – у людей возникает чувство общности, они обмениваются информацией, при необходимости вводятся корректировки, ни у кого не возникает мыслей, что пока я тут работаю, остальные бездельничают.

Александр Фридман убежден, что на планерках серьезные вопросы обсуждать не стоит. Если на планерке всплыл вопрос, который требует глубине проработки, значит нужно назначать какую-то дополнительную рабочую встречу, где этот вопрос будет подробно разбираться. Планерка – это легкая коррекция, поэтому ее продолжительность должна быть максимум полчаса-час.

Относительно электронных форм планерок – обмен информацией в чатах и т.п. – это хорошо в том случае, когда у вас действительно высокомотивированная команда руководителей, которая не нуждается ни в каком эмоциональном обмене, люди сами себя мотивируют и заряжают. В остальных случаях ничто не заменяет личную встречу: биологически человек меняется намного медленнее, чем его техническое вооружение и оснащение. У человека пока открыта лимбическая система, он нуждается в эмоциональном отмени с другими себе подобными. И других равнозначных замен пока не найдено.