материал Дамира Халилова – одного из ведущих специалистов
России по Social Media Marketing.
Недавно мы делились с вами тем, как заказчику не быть обманутым SMM-специалистом. Но Дамир Халилов говорит, что важно понимать и обратное – что не должен требовать заказчик от своего SMM-специалиста.
1. Работать за процент с продаж. Продажи (в большинстве случаев) – это ключевая задача бизнеса, основа того, что дает прибыль компании. Продажа составляется из очень многих блоков. Лидогенерация, за которую обычно отвечает SMM, – это один из этих блоков.
Что должно быть для того, чтобы произошла продажа? · Должен быть клиент, · Должно быть отличное предложение, · Должна быть хорошая цена, · Продукт должен быть востребован, · Должен быть хороший продавец. То есть, как мы видим, большинство этих элементов находится вне зоны ответственности SMM-специалиста.
Можно делать идеальный SMM, четко попадать в аудиторию, приводить аудиторию, но если цена у вашего продукта неоправданно выше, чем у конкурентов, – все будет бесполезно. Можно приводить аудиторию, но если менеджеры по продажам не будут связываться или будут связываться не оперативно – это будет бесполезно. Можно приводить много аудитории, но если нет спроса на продукт, то все эти активности будут абсолютно бесполезны. Поэтому такой многосоставный процесс нельзя возлагать только на SMM-специалиста.
Задача SMM-специалиста, что он может гарантировать – это приводить максимально целевую аудиторию. Это охват аудитории, вовлеченность аудитории, количество целевых действий (визитов на сайт, переходы в раздел «контакты», скачивание прайс-листа, оставление заявки на первичную консультацию и т.п), стоимость целевого действия. Это входит в обязанности и, что самое важное, в зону контроля SMM-специалиста. Как дальше эти лиды будут конвертироваться зависит уже не от SMM-специалиста.
У предпринимателя должно быть понимание своей целевой аудитории, понимание того, почему она будет покупать продукт, понимание позиции среди конкурентов – какие из его УТП позволят человеку купить не у конкурента, а у него… После этого есть смысл запускать маркетинг, звать SMM-специалиста, специалиста по контекстной рекламе и т.д. Только тогда получится обеспечить путь от продукта к клиенту.
2. Полный контроль над работой со стороны заказчика. Часто SMM-специалист начинает работать с заказчиком и тот начинает говорить ему, что конкретно делать. Как должно быть? Заказчик озвучивает цель, SMM-щик составляет план действий для ее реализации.
Если заказчик будет диктовать SMM-специалисту, что делать, а что нет, то SMM-специалист не сможет отвечать за результат и гарантировать его, потому что кампания будет построена не на его знаниях и умениях, а на том, что ему диктует заказчик. Это не означает, что заказчик не должен давать правки или вмешиваться – кампания ведется в диалоге. Но если заказчик говорит, что конкретно делать, то он и отвечает за результат, а SMM-специалист просто превращается в руки, которые выполняют поручения.
3. Отсутствие участия заказчика в процессе Если заказчик говорит, что он будет 1 раз в месяц перечислять деньги и смотреть отчет, и на этом все взаимодействие заканчивается, – это может привести к огромному количеству проблем. SMM-спецалисту будет сложно получить какой-то вменяемый и адекватный результат, потому что маркетинг так не работает. В особенности на первых этапах нужно работать в плотной связке – хотя бы в первый месяц заказчик должен закладывать по 3-4 часа в неделю на взаимодействие с SMM-специалистом. Дальше это может снизиться до 1 часа.
Заказчик и SMM-специалист должны вместе утверждать контент-план. SMM-специалист присылает заказчику идеи постов или сценарии видео, тот их подтверждает или корректируем. Нужно понимать, что SMM-специалист – специалист в своей области, и не факт, что он специалист в том, чем занимается заказчик. Но не обязательно переписывать за него статьи, можно надиктовать моменты, которые нужно подкорректировать, направить SMM-специалиста к источнику, где он может взять больше данных, дать обратную связь. Без этого контент будет поверхностным, с большим количеством фактологических ошибок. Особенно это касается ситуаций, когда продукт сложный – в таком случае специалист может позвонить заказчику на час и задать ряд вопросов, чтобы из этого потом вытащить какую-то фактуру, и добавить ее в посты – только так можно добиться экспертного уровня.
4. Отсутствие видео-контента от заказчика Видео-контент – это ключевой контент на сегодняшний день. И если на видео вместо заказчика, его сотрудников, экспертов и т.д. будет в кадре SMM-специалист – это будет смотреться странно и жалко, потому что будет очевидно, что этот человек – неспециалист в том, о чем он говорит. Здесь есть несколько вариантов: либо SMM-специалист приезжает с камерой или оператором, либо дает задачу заказчику и тот периодически где-то что-то отснимает. Заказчик должен давать визуальный контент, без этого эффективность будет сильно снижаться. И хотя бы раз в месяц необходимо проводить life, чтобы добавить динамику контенту. Вот там уже можно быть вместе с SMM-специалистом – например, он может интервьюировать заказчика.
Это основные вещи, которые помогут заказчику эффективно взаимодействовать с SMM-специалистом.