База знаний современного руководителя
Продажи

Откатывайте откатчиков!

по материалам Владимира Якубы


Мы много говорили про возражения, как правильно повышать ценность или добавлять эмоций, но все это тщетно перед личной заинтересованностью промежуточного звена между первым лицом компании и вами. И сталкиваемся мы с препятствием, которое обойти становится довольно сложно. Называется оно «откат». А точнее, требование, намек или пожелание в денежной или иной премии за то, чтобы стать поставщиком у этой компании. Этим звеном может быть менеджер по закупкам, администратор или заместитель директора.

Владимир Якуба предлагает 4 стадии диалога с такими людьми, т. к. вариант идти навстречу в непрозрачных схемах для него не подходит. Допустим, наша задача – стать поставщиком у этой компании; для этого действуем по следующей схеме.


1.   Подготовка


Например, менеджера отдела закупок зовут Кирилл Петров. Мы знаем его имя, наша задача – выяснить имена тех, кто выше: директора, владельца, коллеги на его уровне, которые могут обладать влиянием на принимаемые им решения в этом направлении.
Делается это такой фразой:
– Девушка, добрый день! Подскажите, пожалуйста, а у вас мужчина директор, как его зовут?.. Ну он руководитель Кирилла Петрова, просто имя-отчество его подскажите, пожалуйста.


Ваша задача – собрать по максимуму информацию. Достаточно имен, но если узнаете больше, то это будет очень полезно.

Для этого используем еще два подхода:
·     Узнаем, кто из руководителей сейчас в отпуске или планирует туда пойти. Обычно об этом говорят секретари. Фраза, которая в этом помогает, следующая:

– Девушка, скажите, пожалуйста, а Евгений Павлович   (например, вы знали, что это директор) на месте, или он в отпуске?

– Нет, на месте, вас соединить с ним?

– Да нет, не нужно, просто я помню, там то ли был, то ли будет отпуск...

– А у него будет в июле, а что?


– А с какого числа, с 15-го?


– Нет, с 7-го.


– А, точно, это я перепутал

(а для себя фиксируете: «в июле»).

После этого при диалоге с Кириллом вы, между прочим, можете сказать фразу в контексте общего диалога:
– Кирилл, я просто даже в растерянности, скажите, как мне правильно действовать, чтобы начать работу с вами? С Евгением Павловичем говорить, наверное, совсем лишнее, тем более что у него отпуск 7 числа начинается...


Как понимаете, в этот момент Кирилл может задуматься о вашем возможном знакомстве с его начальником и может стать более сговорчивым. Может, конечно, и наоборот, если эту фразу вы скажете с наездом, а это делать рано. Сейчас нужно быть как можно более доброжелательным.

·     Ищем в социальных сетях их аккаунты, а также аккаунт самого Кирилла Петрова, чтобы знать больше личной информации.


2.   
Первый заход

После того как вы узнали данные об именах руководителей Кирилла, ваша задача – начать с ним диалог в русле упоминания имен. Например, вам известно имя Евгения Павловича (директора) и Оксаны Олеговны (его зама). Теперь вы звоните Кириллу и говорите:
– Кирилл! Добрый день! Это Владимир Якуба, компания... Есть пара минут у вас?

– Владимир, я вам уже ответил, нам пока ваше предложение не интересно.

– Да, Кирилл, я помню, я в этот раз с несколько другим предложением к вам. Дело в том, что есть ну прямо устойчивое желание и уверенность, что совсем небольшой партией мы для вас будем полезны. Мне мой руководитель Александр Николаевич прямо четкую задачу поставил, что, мол, или с вами, или с Евгением Павловичем, может быть, с Оксаной Олеговной нужно этот вопрос проговорить, хотя, на мой взгляд, вы в этом вопросе ключевой человек, поэтому говорить нужно только с вами. Как думаете, Кирилл? Что нужно сделать, чтобы начать работать с небольших объемов?


Тут диалог может завязаться. Менеджер может и пойти навстречу вам, и отказаться, но понять он должен точно: вы не человек с улицы.


3.   Второй заход


Как сначала говорят в армии: «Стой! Стрелять буду!», затем стреляют вверх, а потом – по цели. Нам, конечно, стрелять не придется. Мы просто перезвоним и продолжим. Итак, если менеджер по закупкам оказался несговорчив и у вас устойчивое ощущение, что он работает непрозрачно или попросту берет взятки (главное, не ошибиться в этом), действуем дальше:
– Кирилл, добрый день!

– Добрый день!


– Я к вам больше за советом звоню. Дело в том, что мой руководитель, вы помните, наверное, Александр Николаевич, мне прямо в ультимативной форме задачу поставил. Или, мол, я даю четкую обратную связь или какую-то прозрачную договоренность, или же то ли он, то ли кто-то из его команды (у нас же холдинг, вы знаете) будет уже переговоры вести выше. Я для себя не совсем понял, с Евгением Павловичем или Оксаной Олеговной, но суть не в этом. Кирилл, вы просто порекомендуйте мне, как действовать, я просто между двух огней оказался...


Главное на этой стадии – звонить как за советом. Добавьте упоминание про холдинг, если у вас есть другие направления деятельности, и завершите «двумя огнями», чтобы у Кирилла повысилось желание оградить себя от не очень понятных для него действий.


4.   Стреляем

Раз мы хотим строить прозрачное и некоррумпированное общество, начинать нужно с себя.
Если вы убеждены, что договориться с менеджером никак не получится, он жестко сказал вам:
«Забудьте про нашу компанию навсегда или же заинтересуйте меня», – то после 2-3-4-х предупреждений (я специально не ограничиваю их число, потому что у вас должно быть точное понимание, что разговор с Кириллом – это тупик) звоните руководителям и деликатно намекайте на то, что в отделе закупок отношения с поставщиками строятся не совсем прозрачно.
Как?
Это уже они додумают, если, конечно же, все они не в доле. Владимир Якуба говорит, что ему встречались компании, в которых вся верхушка вместе с закупщиком была заинтересована покупать на 30 % дороже в некой организации. Все, кроме учредителя. И учредителя пришлось просветить.

Итак, стадия «Стреляем». А почему бы и нет? Пускаем в ход тяжелую артиллерию – звонок шефу или шефам. Возможно, у вас будет очная ставка. Будет снабженец, будете вы, будет ЛПР. И в этой очной ставке снабженец может выиграть, если еще на начальной стадии вы не проработали возможные вопросы и возражения: с чего можно начать, по каким ценам предложить в итоге и т. п. Вы должны досконально знать ответы на те вопросы, которые клиенты привыкли задавать.

А что делать, если все сидят на денежных откатах? Обычно хоть кто-то да работает независимо от бонусов. Тогда на встрече «в верхах» вы можете сказать:
– Владимир Георгиевич, я так понимаю, что в вашей компании решение о закупках принимается не совсем прозрачно? Конечно, ничего лишнего говорить не буду. Я лично знаком с Кириллом из отдела закупок. Я хорошо понимаю, какие цены и качество может быть у поставщиков. В общем, если говорить прямо, то у меня возникло устойчивое ощущение, что решение в отделе закупок принимается, скажем так, не совсем прозрачно, с учетом личных, скажем так, предпочтений и интересов, ну вы понимаете, думаю, о чем
я.

Что важно в этом разделе особенно, так это ваши скрипты и ваш голос. Он должен звучать как голос человека, который просто хочет помочь, даже немного извиняющимся тоном, чтобы вы казались доброжелательным, а не наезжающим сотрудником какого-либо органа власти. Если тональность будет не та, то вы можете просто отпугнуть всех участников диалога на долгое время, что вам явно не очень выгодно.

К слову, В.Якуба против денежных подарков, хотя это дело каждого бизнесмена. В крайнем случае можно и уступать принципам, если этот подарок пойдет на совместный запуск проекта, либо совместную рекламу, либо совместное обучение за рубежом лучших сотрудников компании.

Например, в России фармацевтическим компаниям запрещено напрямую платить бонусы врачам или как-то их вознаграждать за то, что они рекомендуют пациентам какие-либо препараты. И это совершенно правильный подход.
Но что делают ведущие фармкомпании? Приглашают докторов на тренинги, выступления, фуршеты и даже иногда вывозят (с целью обучения) их за рубеж на 2–3-дневные обучающие мероприятия с ужинами и впечатлениями. Такой подход более разумный. И это дело каждого их клиента-доктора – быть лояльным бренду или рекомендовать пациентам что-нибудь другое.

Поэтому находите другие альтернативные способы порадовать того человека, который принимает решение о закупках, но только честные и прозрачные для всех сторон. Откатывайте откатчиков обратно к нормам правильного и корректного построения бизнеса. Согласны?