База знаний
Личностный рост

Как контролировать эмоции?

Должен ли руководитель быть лидером? Как говорит А.Фридман – «Нет, но лучше, если да» J. Лидерство – это одна из составляющих компетенций профессии руководитель. А компетенции можно и нужно развивать. Лидер должен уметь влиять на других силой своей личности и осознанно управлять эмоциями как своими, так и чужими. Начинать нужно с себя, потому что когда мы в эмоциональном раздрайве, нам сложно управлять что собой, что кем-нибудь.
Но почему бывает сложно взять эмоции под контроль?

Расскажем 5 основных причин, мешающих нам сохранять спокойствие.
1.   О «токсичности» мира. Вы, наверное, в курсе, но руководитель – профессия вредная. Да и бизнес-среда в принципе «токсична». Область нашей деятельности практически гарантирует попытки повлиять на наши эмоции.
2.   На что мы постоянно претендуем. Проблема в том, что очень многие руководители этого не признают и возмущаются несправедливостью мира – подчиненные не делают то, что нужно, или подчиненные делают то, что нужно, но не тогда/не так как нужно… а существуют еще коллеги, партнеры, государство… И все делают не то, что нужно. Руководители все время претендуют на то, чтобы наше окружение, соучастники нам не доставляли никаких негативных эмоций. Но это свойственно этой профессии.
3.   О «зеркальности» Мира и зеркальных нейронах. Мир реагирует на нас. И у человека есть зеркальные нейроны – специальные нейроны, отвечающие за подстройку к другим людям и социальному окружению. У других людей тоже есть зеркальные нейроны, и возникает такая петля влияния – мы влияем на мир, а мир влияет на нас. То есть мы иногда сами формируем эмоции людей своими собственными эмоциями. С другой стороны, мы часто «подвешиваемся» на чужие эмоции. Поэтому лидеру очень важно уметь распознавать свои эмоции и ориентироваться в чужих. Тогда есть шанс внести ручные корректировки в автоматизированный процесс зеркальной подстройки.
4.   Достаточно ли «быть хорошим». Лидера всегда «рисуют» в белых одеждах. Лидер – это нечто возвышенное, окрыленное, благостное, он должен вдохновлять, воодушевлять, раскрывать и тд. Однако этого недостаточно – разве лидер не должен при необходимости уметь сгенерировать негатив? Мир-то несовершенен. Конечно, если у вас работают идеальные сотрудники – с высочайшим профессионализмом, высочайшей целеустремленностию, высокой нравственностью – такими людьми управлять легче легкого, им нужно просто не мешать. А как управлять обычными людьми? Может ли быть, что придется кого-то одернуть, поставить на место? Руководитель должен уметь быть разным, а действовать по ситуации.
5.   Уместны ли претензии к другим. Для лидера существует такое правило – люди ведут себя так, как вы им позволяете. То есть это не ОН, несмотря ни на что продолжает, а Я ему позволяю, это Я пока не нашел способов влиять.

Все описанные причины заметно для вас или нет являются источниками негативных эмоций. Чтобы вы могли осознанно управлять эмоциями, регулировать свое эмоции, Александр Фридман рекомендует завести привычку регулярного самотестирования. Нужно приучить себя раз в час задавать себе вопрос – «Ты как?». При этом ответ на него либо «+», либо «-». Когда вы приучитесь задавать себе этот вопрос, через какое-то время у вас возникнет должная связка в мозгу, и вы будете не просто без будильника себя спрашивать «Ты как?», но и еще автоматически корректировать свое эмоциональное состояние. То есть у вас появится цепочка автокоррекции.

Расскажем несколько простых и эффективных методик как отрегулировать возникновение эмоций и находиться в том состоянии, которое нужно вам.

Метод «Скафандр»


Когда применять? Этот метод нужно применять когда мы, взаимодействуя с человеком, чувствуем «подкипание». Представим себе, что мы в скафандре. Скафандр – это роль. Внутри скафандра – личность. Когда личность в скафандре, все, что происходит снаружи относится к роли, а не к личности. Допустим, ваша роль – руководитель. Все ситуации происходят с этой ролью.

Как возникает эффект? Мы очень часто срастаемся с ролью и принимаем близко к личности то, что происходит с ролью. Когда себя от этой роли отделяешь, можно не спешить реагировать.

Как применяется этот метод?Когда вы чувствуете «подкипание», вы мысленно проводите рукой между собой и скафандром.

Метод «Киноплёнка»




Как применять? У каждого человека бывало, что он говорит себе – «сегодня не мой день». Можно смириться с этим, а можно не пускать все на самотек и взять под контроль негативные эмоции текущего дня.
Для начала нужно осознать, что сегодня день не задался, что есть несколько негативных ситуаций. Почему метод называется «кинопленка»? Дело в том, что настроение никогда не меняется просто так. Значит, было какое-то событие, которое послужило «спусковым механизмом». Это событие произошло либо в прошлом, либо предполагается произойти в будущем, и ваше подсознание уже заранее настраивает вас соответствующим образом.

Для применения нужно минутки на 3-4 уединиться. Когда мы уединяемся, мы начинаем сначала с поиска ситуации в прошлом, если не находим – ищем в будущем. Для этого мы покадрово рассматриваем день назад от сию секундного места. «Пленку» не стоит крутить дальше вчерашнего дня.
Как опознать, что это событие – то самое? Когда просматриваешь «пленку» и попадаешь на этот эпизод, то он дает этот импульс негатива.

Как возникает эффект? Итак, вы нащупали событие. Эффект в том, что надо назвать это событие. «Я тревожусь, когда шеф меня вызовет..». Эмоциональный эффект от негативного события гораздо больше, чем это событие имеет реальную возможность. Дело в том, что эмоции добавляют вес к информации. И когда событие неосознанно, то из-за его влияния оно занимает гораздо больше места, чем оно заслуживает. Когда вы называете событие, вы лишаете его мистического ареола, оно не превращается из плохого в хорошее, но оно перестает давить на все. То есть событие не станет позитивным, но оно станет сопоставимым с его реальной значимостью.
Если проговорив событие негативный эмоциональный фон не исчез, надо объяснить себе, почему оно вызвало такое эмоциональное состояние.

Метод «отношение к событиям»


Это более глобальный метод, он направлен на то, чтобы отрегулировать мировосприятие.

1.   Мир, как таковой, нейтрален. Любое событие, не имеющее физической составляющей, - нейтрально. События сами по себе нейтральны.
2.   Источник стресса – это наше восприятие события. Поэтому когда происходит что-то негативное, надо задать себе вопрос – «И что?», чтобы снять негативное восприятие с события. Человек утроен так, что после того как удваивается его негативное восприятие, оно начинает идти на убыль.
3.   Нужно всегда руководствоваться фразой «Не можешь выбрать событие – выбери отношение».
4.   Используйте правило «50/50». У вас редко есть возможность влиять на ситуацию на 100%, но вы можете отработать свои 50%. Мы не можем полностью просчитать все варианты развития событий, поэтому, как рекомендует Александр Фридман, нужно сосредоточиться на том, что является нашей частью, а дальше положиться на судьбу.

Итог: неосознанную проблему нужно уметь превращать в осознанную и потом у нас есть выбор: либо мы ее можем решить, либо принять.