Отношения с подчиненными


Одной из главных обязанностей руководителя является формирование правильных отношений с подчиненными.

Какова же "система координат" в отношениях, которая так сильно влияет на качество работы?
Это:

 

1. Ось «близость – дистанцированность»

Значительную часть своей жизни руководитель проводит на работе. И у него возникает разумное желание окружить себя людьми, с которыми ему будет комфортно. Для создания комфортной обстановки он может закрывать глаза на незначительные нарушения правил, давать различные блага, избегать критики… И, конечно, он хочет, чтобы сотрудник «в ответ» более ответственно подходил к своей работе.

Однако часто сотрудники, для которых созданы все условия, просто их потребляют, но не считают, что это накладывает на них какие-то обязательства. Если в бизнесе все спокойно – они работают. Если «тучи сгущаются», то руководитель вместо сплоченной команды, получает либо безразличие, либо теряет сотрудника.

Что делать?

В компании должны быть введены единые для всех регламенты. Правила объясняются сотруднику 1 раз и могут меняться только по усмотрению руководителя. За нарушение правил следует наказание.

Создание теплой рабочей атмосферы будет идти на пользу только если руководитель будет развивать и профессионально применять все остальные управленческие компетенции.

Лучше поддерживать ту психологческую дистанцию, которая позволит руководителю свободно использовать весь арсенал управленческих компетенций.


2. Ось «открытость – манипулятивность»

Случаются и ситуации, когда в обмен на хорошие отношения с начальством подчиненный вынужден делать то, что не обязан: работать сверхурочно без дополнительной оплаты и без предупреждения; делать то, что не входит в его обязанности; предоставлять известную ему неслужебную информацию о коллегах; выступать на стороне руководителя в конфликтной ситуации и т.п. Конечно, в том, что руководитель просит подчиненного о чем-то «неположенном» нет ничего плохого. Вернее – это не плохо в разовых ситуациях: могут действительно случиться форс-мажоры, требующие сотрудника, например, остаться после работы. Но профессиональный руководитель никогда не позволит себе обратить разовые ситуации в систему, тк это уже отдает манпуляцией. Управление от манипуляции отличает открытость и отсутствие односторонней выгоды.


3. Ось «симпатия – антипатия»

Руководителю не стоит стремиться к симпатии со стороны подчиненных. Эффективно управлять можно лишь только в том случае, если подчиненные будут испытывать к вам уважение. Его же люди склонны проявлять по отношению к тем, кто умеет быть обоснованно требовательным и чьи действия могут и не вызывать удовольствия, но понятны и предсказуемы.

Но точно стоит избегать антипатии – ее руководитель может вызвать, если будет демонстрировать непостоянство, легкомыслие, себялюбие, малодушие и нерешительность.

Любить вас подчиненные могут по собственному усмотрению, а уважать уже по усмотрению вашему, если вы освоите необходимую модель поведения.


4. Ось «щедрость – расчетливость»

Очень часто щедростью руководители пытаются купить симпатию подчиненных и на перспективу – их ответственный подход к работе. При этом эффективных подчиненных вполне устраивают справедливые блага. Необоснованно щедрое вознаграждение может быть расценено так: если нам столько дают, сколько же он получил сам? Руководителю лучше быть расчетливым – если сотрудники увидят, что руководитель не стремится раздавать неоправданные авансы, но при этом выполняет свои обещания, это повысит их старательность и ответственность.


5. Ось «честность – обман»

На первый взгляд здесь и не должно быть никакого выбора – руководитель должен вести себя честно. К сожалению, в окружении руководителя могут находиться люди, которые этого правила не придерживаются.

Если вас обманули, то осознание собственной честности все равно оставляет чувство проигрыша. Поэтому руководителю нужно владеть технологиями обмана, чтобы уметь распознать ложь и хитрость и защитить свои интересы.


6. Ось «самостоятельность – коллегиальность»

Факт – для того, чтобы руководителю принимать эффективные управленческие решения, ему необходима информация и от сотрудников.

При ознакомлении с мнением важного вам сотрудника нужно проконтролировать, чтобы 1) мнение было достоверным, а не стремлением хорошо выглядеть перед начальством, поддерживая любую его идею; и 2) сотрудник не перешел черту субординации, высказывая его.

Следует четко ограничить место и время, где сотрудник может выразить свое мнение (собрание, планерка) и ограничить высказывания сотрудника только четкими ответами на поставленный вопрос. Но важно помнить, что никакое мнение коллектива не снимет с вас ответственности за решение, которое вам нужно принять самому. Любая попытка по прошествии времени переложить ответственность на сотрудников и упрекнуть их в плохих советах приводит к потере репутации и ослаблении власти.

 

О технологии формирования дистанции между руководителем и подчиненным, которая повысит эффективность управления, и о многом другом мы поговорим на семинаре А.Фридмана "Между ангелом и чертом: как настроить отношения с подчиненными".

О чем пойдет речь? Смотрите видео ниже:

Несмотря на то, что в видеоролике А.Фридман говорит про 18 октября, семинар состоится 19 октября. Ждем Вас и корпоративную команду руководителей Вашей компании! Программа и регистрация здесь.

 
 
Наши новости

Отношения с подчиненными

Отношения с подчиненными

Одной из главных обязанностей руководителя ...

Read more

10 ошибок отдела продаж

10 ошибок отдела продаж

Мы обнаружили 10 самых губительных ошибок в о...

Read more
Все новости